Cведения об образовательной организации

Сайт обновлен: 2024-04-15 04:40:58

Плоскостопие – статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Нередко плоскостопие бывает одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, затрудняется походка. Деи, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине. Одним из проявлений головной боли могут быть головные боли – как следствие пониженной рессорной функции стоп.

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (например, перенесённые рахит, полиомелит), травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, подвывихи, переломы) и т. д.

Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки снаружу. Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребёнка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1-1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.


Профилактика плоскостопия у детей

 

В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же, по мере роста
ребёнка, этот недостаток может увеличиваться и причинять много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно
всё-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение.

Предупреждением плоскостопия необходимо заниматься с раннего детства. Для этого используются разные
средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе,
разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.
Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер её должен точно соответствовать форме и
индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке
высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.

Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и
укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Рекомендуются упражнения в положении сидя, упор руками сзади: захватывать пальцами ног
палочки, шарики, перекладывать их вправо, влево, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, выполнять стопой круговые
движения.

Для укрепления свода стопы необходимо больше использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только
благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп.

 

 

 

Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.
Перед сном необходимо ежедневно применять ножные ванны, в летний период как можно чаще использовать ходьбу босиком по рыхлой, неровной
поверхности – земле, песку. Мелким не острым камешкам, а также по воде.

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия можно выполнять дома вместе с мамой и с папой:

1. «Забавный балет». Встаньте со своим малышом на коврике напротив друг друга, ноги слегка расставьте,
возьмитесь за руки. Поднимитесь на носочки, досчитайте до трёх, опуститесь на всю стопу.
Выполните упражнение 3-4 раза, стоя на месте, затем – делая небольшие шаги вправо-влево, после этого на носочках походите по кругу
хороводом. Напоминайте ребёнку, что спинку нужно держать прямо, подбородок не опускать.

2. «Едем-едем на велосипеде». Мама и малыш сидят на коврике напротив друг друга на небольшом
расстоянии. Руки ставят за спину с упором в пол. Стопами своих ножек ребёнок упирается в стопы мамы. Мама и ребёнок выполняют
поочерёдные движения, имитируя езду на велосипеде (колени движутся от себя - к себе). Сначала движения выполняются в медленном темпе,
а затем в более быстром. Необходимо следить, чтобы стопы малыша были всегда плотно прижаты к стопам мамы.

3. «Поможем маме». На коврике рассыпаются карандаши, фломастеры, кусочки ткани, пластмассовые крышки
от пластиковых бутылок, фантики и др. Папа и ребёнок садятся на коврике или на стульчики друг напротив друга, между ними на пол
ставится коробочка. Папа предлагает малышу помочь маме прибраться в комнате. Все предметы с ковра необходимо собрать в коробочку,
захватывая их пальчиками ног. Руками помогать нельзя! Движения выполняются поочерёдно обоими стопами. По мере освоения игрового
упражнения сбор предметов можно выполнять из положения стоя, передвигаясь по коврику небольшими шагами.

4. «Мы - строители». Ребёнок и папа располагаются на коврике друг напротив друга, опираясь руками на
коврик позади себя. Между ними в произвольном порядке рассыпаются детали от конструктора (кубики, кирпичики, цилиндры и т. д.).
Папа и малыш по очереди, захватывая стопами одну деталь конструктора за другой, пробуют выполнить какую-либо постройку (башню, домик и
т. п.). Необходимо отметить, что в процессе выполнения упражнения в работу включаются не только мышцы ног и стоп, но и мышцы
брюшного пресса. Если ножки у ребёнка устанут, рекомендуется предложить ему встать и походить по полу.

 

 

 

5. «Почтальон принёс письмо». Папа и малыш садятся на коврике друг напротив друга, руки за спиной в упоре сзади, ноги
согнуты в коленях. Ребёнку даётся конверт из плотной бумаги, который он захватывает большим и указательным пальчиками ноги и затем,
выпрямляя ножку, передаёт его папе. Папа, выполняя те же движения, передаёт конверт обратно ребёнку. При передаче конверта
рекомендуется поочерёдно менять ноги (правая - левая).

6. «Большая птица». Мама и ребёнок становятся на коврик на небольшом расстоянии друг от друга. Сначала мама предлагает
малышу показать, какие большие у птицы крылья, как она взмахивает ими вверх-вниз. Затем показывает малышу, как птица летит: мама
становится на одну ногу, туловище наклоняет вперёд, другую ногу приподнимает вверх, руки ставит в стороны – назад. Необходимо
стремиться, чтобы отведённая нога образовывала одну линию с выпрямленной спиной. После мамы то же движение выполняет ребёнок.
Опорную ногу не сгибать, смотреть вперёд. Когда упражнение будет освоено, ребёнок может попробовать выполнить упражнение, приподнимаясь
на носок опорной ноги и затем опускаясь на всю стопу.

7.«Весёлые друзья». Папа и ребёнок становятся на коврик рядом друг с другом. Папа показывает имитационные движения,
малыш повторяет их вслед за ним. Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что спинку надо держать прямо, подбородок чуть
приподнять, смотреть вперёд.
«Мишка» - ходьба на внешней стороне стоп, руки согнуты в локтях, ладони вперёд, пальцы рук широко расставлены. (При ходьбе можно
произносить звук «р-р-р».).

 

 

 

«Гусь» - ходьба на пятках, руки в стороны – вниз. (Можно произносить «га-га-га».).
«Лисёнок» - плавная, мягкая ходьба, ступая с носка на всю ступню (при этом разноимённую руку плавно направлять вперёд перед грудью).